Спор двух культур и гуманизм

О современном светском гуманизме: мнения и дискуссии

Спор двух культур и гуманизм

Сообщение Навигатор » 23 ноя 2014, 16:58

СПОР ДВУХ КУЛЬТУР И ГУМАНИЗМ
== «Причина, почему искусство может нас обогатить, заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа». Н. Бор
== «Авторитет интуитивного суждения должен быть не меньшим, чем авторитет логического рассуждения, иначе всё познание мира окажется невозможным».
Е. Л. Фейнберг

== О споре между двумя культурами – естественнонаучной и гуманитарной – более полувека назад написал свою книгу «Две культуры» Чарльз Сноу. В СССР эта тема прозвучала в известном споре «физиков» и «лириков». С тех пор, насколько можно судить, ничего не изменилось – раскол между двумя культурами стал только глубже. Напомню кратко суть проблемы.
== Для рационально мыслящего ученого-материалиста «Божественная комедия» Данте, «Фауст» Гёте или «Мастер и Маргарита» Булгакова – это «религиозная мистика и чертовщина», «пропаганда паранормальных явлений», нечто, чуждое рациональному научному познанию и научному мировоззрению. Искусство и литература для него – не больше, чем развлечение, все серьёзные вопросы должна решать наука. Естественно, он убежденный противник религии и мистики, хотя знает о них очень мало. Для него лишены смысла такие понятия, как любовь и сострадание, чувство стыда и чувство гордости – они для него плохо определены и не поддаются измерению. Он не понимает, почему люди восхищаются романами Достоевского – ведь это произведения душевнобольного о таких же душевнобольных. Он искренне не понимает, что такое «архетипы» Юнга или «поток сознания» Джемса и Бергсона – он подозревает, что философы-шарлатаны просто морочат ему голову, так как эти явления не наблюдаемы. Он не верит ни в существование Атлантиды, ни в телепатию и ясновидение – все это для него лженаука, с которой надо бороться. Ограниченность собственного разума он пытается сделать всеобщим законом – и это опасно для культуры.
== С другой стороны, типичный гуманитарий, как и 99,99% обычных людей, не понимает, что такое кварки и бозон Хиггса, что такое волновая функция и кривизна пространства-времени, какой вклад в нашу культуру и мировоззрение внесли квантовая механика и теория относительности. Он не понимает, как работает телевизор и мобильный телефон сотовой связи, хотя каждый день пользуется ими. Он не понимает, почему спутники не падают на Землю. Он не понимает, как методами геохронологии можно установить возраст организмов, живших миллионы лет назад, и восстановить палеонтологическую летопись жизни на Земле. Короче говоря, он не знает и не понимает всей современной науки. И не очень от этого страдает. Он не считает, что научными методами можно разрешить все важнейшие человеческие проблемы. Гуманитарий часто склонен верить в религию и мистику, считая их частью мировой культуры, и стремится проникнуть в их тайны. Их авторитет для него не нуждается в научной санкции – ведь он освящен тысячелетней традицией и всей мировой культурой, и этого вполне достаточно.
== Вот такой раскол культуры на две совершенно разные культуры существует уже как минимум два века и при этом постоянно углубляется. И это неизбежно влечет за собой социальные последствия, которые стали особенно заметны в ХХ веке. Одно из этих последствий – всё большее отчуждение массовой культуры от «высокой», элитарной культуры. Для большинства людей споры ученых и гуманитариев вообще далеки. В массовой культуре, ориентированной на развлечения, серьезные проблемы не ставятся. Шаблоны научной культуры там присутствуют только как приправа к интриге. Хотя научная фантастика способна взглянуть на эти проблемы глубже – но это уже ближе к серьезной литературе. Научно-популярная литература, которая все же позволяла массовому читателю приблизиться к пониманию проблем науки, почти вымерла. И это просто трагедия для нашей культуры. Я уже не говорю о том, что издания по философии стали выходить совершенно ничтожными тиражами и доступны только специалистам. Такое впечатление, что идет планомерное и сознательное разрушение нашей культуры.
== Хорошо понимая односторонность и ограниченность двух описанных выше культур, я согласен, тем не менее, с Ч. Сноу, когда он пишет, что ученые-естественники («физики») чаще способны понимать и ценить гуманитарную культуру, литературу и искусство, чем гуманитарии («лирики») способны понимать и ценить науку. Главная причина здесь в том, что для понимания современной науки необходимы долгие годы учебы и профессиональной подготовки. Из популярных книг и журналов все же трудно составить правильное представление о современной науке, а их чтение тоже требует подготовки. Научное мировоззрение невозможно получить как готовый продукт – оно вырабатывается годами. Слишком сложной стала современная наука. Это не 19 век, когда дилетант в науке Энгельс мог смело писать «Диалектику природы». Серьезное освоение гуманитарной культуры также требует долгих лет учебы, и к этому далеко не каждый готов. Вместе с тем, необходимо как-то искать взаимопонимание двух культур. Иначе их раскол может стать одной из главных угроз современной цивилизации (я думаю, это уже случилось). Ведь это две дополнительные формы познания мира и человека, две стороны культуры, равно необходимые. Возможно, гуманизм мог бы стать той связующей силой, которая поможет преодолеть раскол и обрести целостность культуры и целостность человека. Гуманистические ценности могли бы объединить людей с разными склонностями и разным стилем мышления, с разным профессиональным опытом и разным уровнем подготовки, создать общую почву для диалога. Я понимаю, что здесь эта проблема только намечена. Для более глубокого её обсуждения необходима не одна книга и не одна статья. Надеюсь, что наши гуманисты обратят внимание на эту проблему.
Аватар пользователя
Навигатор
 
Сообщений: 400
Зарегистрирован: 26 авг 2012, 10:57

Re: Спор двух культур и гуманизм

Сообщение President » 23 ноя 2014, 18:45

Уважаемый Владимир Львович!
Вы затронули очень важную проблему современной культуры. Культура постиндустриального общества XXI в. находится в глубоком кризисе во многих отношениях. Это коммерциализация и утилизация культуры рекламой, прибылью, в целом - капитализмом; это иррационализация и вульгаризация культуры, что ярче всего мы видим в постмодернизме; это вытеснение науки и высокой культуры из информационного пространства и многое другое. В ряду этих кризисных явлений находится и раскол между наукой и искусством, между естественными и гуманитарными науками. Это - основной внутренний кризис культуры. И о нем хорошо и правильно у Вас сказано. Как преодолевать этот кризис? Каковы пути, методы, программы выздоровления культуры? Эта труднейшие задачи и на них нет однозначного и всеобъемлющего ответа. Вместе с тем, Вы обратили внимание на тот феномен культуры - гуманизм - который по своей сути призван собирать культуру в единое целое, вносить гармонию в пространство культур, искать согласия между разными областями культуры и находить инструменты этого согласия и гармонии. Действительно, во всех основополагающих документах современного светского гуманизма обращается внимание на важность всех достижений человеческой культуры: науки, искусства, литературы и творчества в целом. Религия тоже рассматривается ими как феномен культуры и в этом своем качестве она высоко ценится. Но для светских гуманистов она является прямым оппонентом как идеология и догматической мировоззрение, мешающее прогрессу человечества. Да, здесь не все так просто. Тем не менее гуманизм в целом, включая религиозный, является или может являться той объединяющей идеей, которая способна внести гармонию в культуру и способствовать приобщение человека к ее высоким достижениям.
Пользуясь случаем, хочу обратить внимание на публикацию РГО проекта Манифеста российских гуманистов (http://www.humanism.ru/russian-manifest.htm/). Я думаю, что его обсуждение и принятие является одной из предпосылок к решению вопроса о гармонии между естественнонаучным и гуманитарным знанием о которой идет здесь речь. Призываю участников форума РГО откликнуться на идеи этого документа.
Валерий Кувакин,
почетный президент РГО
Аватар пользователя
President
 
Сообщений: 611
Зарегистрирован: 22 июл 2010, 15:27

Re: Спор двух культур и гуманизм

Сообщение Degen1103 » 30 ноя 2014, 12:14

Да нету никакого раскола, а есть единство и борьба противоположностей, что и служит залогом развития.

И шедевры научно-популярной литературы стали в электронном виде невероятно доступны, и масса свежих книг издаётся - не перечитать!, и в интернете есть совершенно замечательные популяризаторские сайты - такие, напр, как Элементы или Астрофорум.

Так что возможности для самообразования широки как никогда ранее. Другой вопрос - это наступление мракобесия на массовое сознание, особенно через телевидение. Но я бы не драматизировал, все понимают значение и силу Знания. А всякие там экстрасенсы вызывают лишь праздное любопытство, удовлетворяют потребность взрослого человека в сказке ;)
Му God, it's full of stars!
Аватар пользователя
Degen1103
 
Сообщений: 90
Зарегистрирован: 30 мар 2013, 07:49

Re: Спор двух культур и гуманизм

Сообщение Навигатор » 30 ноя 2014, 15:53

Уважаемый Degen1103! Спасибо за ссылки и за Ваш неиссякаемый оптимизм. Я был бы рад разделить его, но, увы, мой многолетний опыт общения с научной и художественной интеллигенцией неопровержимо свидетельствует, что разрыв все-таки есть. Так что очень неглупый писатель и физик Ч. Сноу, увы, был прав. А если есть такая проблема, то лучше поразмыслить, что с ней делать, чем закрывать на нее глаза.
Аватар пользователя
Навигатор
 
Сообщений: 400
Зарегистрирован: 26 авг 2012, 10:57

Re: Спор двух культур и гуманизм

Сообщение Degen1103 » 30 ноя 2014, 18:50

Я и не закрываю. Да, в век узкой специализации имеют место чудовищные перекосы в образовании (включая самообразование), приводящие к однобокости личности. Да, именно гуманистическое мировоззрение открывает путь к Человеку Гармоничному.

Но я не согласен с вечным нытьём интеллигенции, у которой век за веком перманентный кризис и конец культуры. Мы живём в невероятно интересную эпоху мирового слияния культур, все кипит и цветёт, что-то старое чахнет, но ведь и рождается невиданное! А тут опять двадцать пять...
Му God, it's full of stars!
Аватар пользователя
Degen1103
 
Сообщений: 90
Зарегистрирован: 30 мар 2013, 07:49

Re: Спор двух культур и гуманизм

Сообщение Навигатор » 02 дек 2014, 12:40

Мы живём в невероятно интересную эпоху мирового слияния культур

Как специалист в области культурологии был бы Вам очень признателен, если бы Вы хотя бы кратко показали, как идет слияние европейской и мусульманской культур, китайской и русской культур, индийской и европейской культур и т. д. Я уже не говорю о слиянии гуманитарной и естественнонаучной культур. Все кипит, все бурлит и взрывается - да, это есть. Но культуре-то с этого какой прок?
Аватар пользователя
Навигатор
 
Сообщений: 400
Зарегистрирован: 26 авг 2012, 10:57

Re: Спор двух культур и гуманизм

Сообщение Admin » 02 дек 2014, 13:07

В области новых религиозных течений уже довольно давно популярны смеси индуизма с христианством. У нас такими смешанными религиями было "Белое братство" или нынешний психокульт Олега Гадецкого. Кажется за рубежом тоже эти традиции активно смешиваются.

Китайские традиции также давно заметны в массовой культуре. В книжных магазинах целые полки книг по фен-шуй, китайской традиционной медицине или китайской астрологии. Фраза "кто вы по китайскому гороскопу" давно превратилась в самую обычную. Скоро новый год - посмотрите, сколько раз по телевизору упомянут соответствующее китайское животное и его цвет.

Не знаю, насколько глубокое влияние они могут оказать на культуру, но веяние этих ветров заметно.
Аватар пользователя
Admin
Администратор
 
Сообщений: 610
Зарегистрирован: 03 июл 2010, 08:27

Re: Спор двух культур и гуманизм

Сообщение Навигатор » 02 дек 2014, 13:15

Да, можно еще вспомнить учение Агни-йоги Рерихов, популярные ныне учения кришнаитов и дзен-буддистов, разные эзотерические кружки. Все это имеется. Но к синтезу культур это не имеет ровно никакого отношения - это маргинальные явления массовой культуры, не более. Так же, как "Макдональдсы" в Москве и Питере не имеют никакого отношения к синтезу русской и американской культур. Масс-культура все сожрет и переварит. Более интересные процессы - усвоение русской культурой джаза и рок-музыки, пришедших с Запада еще в советское время. Здесь уже есть предпосылки для синтеза культур, так как аналогичные явления возникли и в нашей культуре. Ну, и, конечно, широкое знакомство в России с переводами западной литературы тоже как-то отразилось на формировании литературного и культурного сознания россиян.
Аватар пользователя
Навигатор
 
Сообщений: 400
Зарегистрирован: 26 авг 2012, 10:57


Вернуться в Современный гуманизм

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron