События во Франции: расстрел террористами редакции журнала Шарли Эбдо, захват заложников в кошерном магазине - вновь ставят вопрос об отношении к вере и верующим. В Оксфордской декларации 2014 г., принятой на Всемирном конгрессе МГЭС, сказано:
"Право свободы мысли и убеждений — это одно и то же право для всех. Никто не обладает правом не быть задетым или не слышать противоположных мнений. Уважение к свободе убеждений не подразумевает уважение к самим убеждениям. Выражение несогласия с любыми убеждениями, включая такие формы, как сатира, высмеивание и осуждение, является жизненно важным для поддержания критического подхода, и любое ограничение в этой сфере должно соответствовать статье 29 Всеобщей декларации прав человека, а именно защищать права и свободы других людей. Самой лучшей реакцией на выражение взглядов, с которыми мы не согласны, будет выражение других взглядов в ответ... Свобода убеждений абсолютна, а свобода действовать на основе убеждений — нет".
Это положение, на мой взгляд, отражает более глубокий и дифференцированный подход к оценке "легальных" убеждений, т.е. взглядов, которые согласно закону не рассматриваются как уголовные и административно наказуемые: например, пропаганда фашизма или расизма. До недавнего времени считалось, что говорить критически о религиях - это оскорблять чувство верующих. Но здесь крылась одна некорректность: если нельзя оскорблять чувства верующих, то можно ли оскорблять чувства неверующих или любителей шахмат, рыбалки и т.д. до бесконечности? Иначе говоря, можно ли уравнивать в статусе и правомочности религиозные и всякие иные убеждения? Очевидно, что все убеждения и связанные с ними чувства в принципе равны по своему статусу, как и равны перед законом верующие, неверующие и всякие иные граждане. Тем не менее, критикуя те или иные убеждения, мы должны помнить, что никто не имеет права оскорблять носителя этих убеждений, нанося ему моральный или иной ущерб, т.е. порочить человека, лгать на него, унижать, ссылаясь на его убеждения. Самым сложным является здесь то, что некоторые люди, особенно верующие, настолько сильно отождествляют себя как личности с исповедуемыми ими верованиями, что не в силах провести такое различие и потому впадают в фанатизм, нетерпимость и терроризм. Как здесь быть, как преодолеть это противоречие?
Приглашаю посетителей форума обсудить этот вопрос.