Метафизические этюды

О современном светском гуманизме: мнения и дискуссии

Re: Метафизические этюды

Сообщение President » 06 июн 2015, 14:18

Спасибо, Владимир Львович, на добром слове! Действительно, работы Микешиной, и не только та, на которую Вы указали, - это серьезные исследования в области теории познания. Соглашусь с Вами и в том, что вопрос о вере можно поставить шире, чем в моей статье. Социальная психология, насквозь пропитанная различного рода верованиями, большая часть которых не основана на научном знании, играет огромную роль в обществе, особенно в России, когда информация стала подменяться пропагандой, а анализ - поисками врагов. Между тем, проблема веры заинтересовала меня прежде всего как способность человека, как его антропологическая характеристика, подобная разуму, чувству и т.д. Так я и старался ее исследовать. Кроме того, мне хотелось показать, что зауженное понимание веры, прежде всего как религиозной веры, ошибочно и отдает это понятие в монопольное использование религией. Таким же образом произошло с понятием "духовность", которое активно эксплуатирует, скажем, РПЦ, вытесняя из него светские аспекты духовности.
Что касается веры в человека. Это - одна из важных ценностей, которая поддерживает в нем оптимизм, жизненную энергию, помогает преодолевать трудности и достигать побед. С рациональной точки зрения, вера в человека имеет существенное подкрепление рядом очевидных исторических и эволюционных процессов. Лично для меня большое значение имеет факт исторического прогресса человечества. Оставляя в стороне сложные вопросы границ и перспектив человечества, негативных аспектов его взаимовоздействия с природой, можно с уверенностью сказать, что человек - существо жизнестойкое, обладающее возможно наивысшей в живом мире активной адаптацией к окружающей среде. Здесь легко возразить тем, кто верит в человека, указав на те бесчисленные злодеяния людей как на индивидуальном, так и на социальном уровне. Действительно, есть от чего содрогнуться, оглянувшись хотя бы на двадцатый век. И вместе с тем я оптимист и верю в человека. Но это вера состоит для меня в том, что несмотря на темные и деструктивные начала человеческого существа, позитивного и созидательного в нем больше. Было бы иначе - и род человеческий постепенно выродился бы. Это для меня очевидно. Поэтому, когда я говорю, что верю в человека, я разумею то, что я "делаю ставку" на позитивное в нем, веря, что оно так или иначе одолевает зло. Это дает надежу на выход человечества из той разобщенности, неравенства и вражды, в котором оно находится сегодня. Я думаю, что мы еще только на пороге того "фазового перехода", в результате которого мы сможем перейти на более высокий уровень человечного существования.
И здесь мы снова не можем не вспомнить о решающем значении культуры, науки и образования. В этом контексте научно-просветительская миссия гуманизма - это его вклад в укрепление достоинства человека и его веры в свои созидательные возможности.
Валерий Кувакин,
почетный президент РГО
Аватар пользователя
President
 
Сообщений: 611
Зарегистрирован: 22 июл 2010, 15:27

Re: Метафизические этюды

Сообщение Degen1103 » 17 июн 2015, 09:43

Статья «Антропология веры», как и обсуждаемые «Этюды», оставляет читателя в тягостном недоумении: почему и зачем автор настойчиво переводит в область веры формы познания мира, отличные от науки, и даже в самой науке акцентирует элемент некритичного восприятия информации? Почему множество правильных слов и логичных утверждений приводит к абсурдному заключению о ценности и даже необходимости веры для формирования гуманистического мировоззрения? Думаю, причина парадокса в том, что обе статьи опираются исключительно на мыслительные конструкции, т.е. по сути являются метафизическими. Лишённая научного фундамента метафизика породила бесчисленное множество красивых внутренне логичных систем, каждая из которых хороша в отдельности, но в сумме с не менее убедительными противоположными рассуждениями оставляет жирный ноль. Подобные умопостроения вполне могли бы иметь место в эпоху геоцентризма, в них никак не присутствует тот факт, что требующее осмысления положение человека в мире изменилось кардинально, произошла необратимая мутация «генетического кода цивилизации» - культуры. Человек наконец вкусил от древа познания.

Предложения уважаемого оппонента сперва ознакомиться мне с обширной литературой и вынести на суд научной общественности собственную монографию, дабы заслужить высокое право высказываться на общедоступном форуме, оставим на его совести как относящиеся к типичным приёмам некорректной полемики. Впрочем, охотно готов согласиться с утверждением, что сам далёк от науки и философии – но из этого никак не следует, что должен соглашаться с заключением о необходимости утверждения «подлинно гуманистической веры», заставить себя поверить в этот оксюморон чисто оруэлловского толка!

Наоборот, полагаю, что просвещённым гуманистам следует не апеллировать к очередной «истинной вере», а честно заявить: человеческий мозг как сложная самоорганизующаяся система обладает невероятным числом степеней свободы, что даёт возможность придания действительности бесчисленных смыслов, наделения разнообразия жизни множеством произвольных качеств, бесконечного выстраивания внутренне убедительных моделей реальности. Но убедительно – не значит логично, логично – не значит научно, а научно – не значит единственно верно. Вера – это реверберации мозга, многократные переотражения нейронных импульсов, имеющие к познанию мира и к выживанию в нём самое косвенное отношение (что подтверждается бессчётным пантеоном враждующих богов и бесконечной галереей взаимопротиворечащих картин мира). Достаточно задуматься о смысле слов, чтоб понять: человек живёт исключительно благодаря инстинктам и знанию, а вера - чисто психический феномен, по-видимому, являющийся специфической особенностью нашего мозга, но никак не универсальным атрибутом разума.

Конечно, познание изначально имеет различные формы – обыденное, интуитивное, эмоциональное и пр. (пожалуй, лучше погрузиться в музыку, чем в обширную литературу по гносеологии, ибо жизнь коротка и всего не перечитаешь). Но только научный метод дал человеку ключик к универсальному объективному знанию, общему для всех разумов. Пусть знание это диалектически оказалось неполным, шатким, неуверенным – но зато оно не требует веры, скрепляющей остальные модели мира. Произошёл качественный скачок в движении мыслящей материи, человеческий разум поднялся на новый виток эволюции – а гуманисты уговаривают нас вернуться в тёплую уютную баньку с тараканами веры! Нет уж, спасибо.

Разумеется, ловкий софист может перевернуть мои слова, определив их как веру в неверие и т.п. Но я обращаюсь не к нему, а к тем посетителям сайта, которые искали научный гуманизм, а получили взамен новый катехизис «подлинно гуманистической веры»: друзья, всегда мыслите критически, не заглатывайте наживку веры – какой бы истинной она ни казалась её апологетам! Не забивайте голову метафизическим многословием, ибо искусство открывает прямой путь познания человека, настойчиво ищущего смыслы и цели в хитросплетениях жизни, даёт силы, не опираясь на костыли веры, без страха глядеть в будущее и без сожаленья - в прошлое.

В лабиринте случайных чисел,
В лабиринте случайных встреч
Я искал потаённый смысл,
Но не смог ничего прочесть.
Просто то, что зовут судьбою,
Есть случайных вспышек узор…
Пред кладбищенскою плитою
Отдыхает усталый взор.

Владимир Каганов, 14 мая 2013 г.

Убеждён, что афористически лаконичные и философски глубокие стихи В.Каганова несравненно больше дают для утверждения гуманистического мировоззрения, чем его же спорные рассуждения о необходимости истинной веры!
Му God, it's full of stars!
Аватар пользователя
Degen1103
 
Сообщений: 90
Зарегистрирован: 30 мар 2013, 07:49

Re: Метафизические этюды

Сообщение Навигатор » 17 июн 2015, 16:12

Я понимаю, что для определенного типа людей слова вера, доверие, убеждение, уверенность вызывают негативную реакцию, поскольку им кажется, что эти понятия как-то связаны с религией и метафизикой. Им кажется, что эти понятия противоположны рациональному мышлению и должны быть оставлены религии и обыденному мышлению. Причины такого предубеждения могут иметь психологический или гносеологический характер и должны иметь свое объяснение. У меня нет возможности заниматься здесь анализом этих причин, тем более что это лучше делать в режиме диалога, чтобы понять, в чем именно заключается ошибка или заблуждение данного человека. Замечу лишь, что человек, который никому и ничему не верит, а всюду требует научного доказательства, производит на окружающих довольно странное впечатление. Общаться с таким человеком крайне затруднительно, если вообще возможно. Можно лишь посочувствовать такому человеку. В самом деле, если человек не верит ни своим друзьям и близким, ни своим коллегам и деловым партнерам, как с ним можно нормально общаться? Верит ли он своим органам чувств? Интересный вопрос. Поэтому я предлагаю закончить этот бессмысленный спор, не ведущий ни к какому результату.
Аватар пользователя
Навигатор
 
Сообщений: 400
Зарегистрирован: 26 авг 2012, 10:57

Re: Метафизические этюды

Сообщение Degen1103 » 17 июн 2015, 16:22

С удовольствием рад бы закончить, но Вы сами вместо веры ставите в пример естественное человеческое чувство доверия, т.е. подменяете понятия. Думаю, в гуманистических текстах желательней быть строже с дефинициями этой опасной сущности - веры.

Да и в плане личных отношений, раз уж всплыл такой пример, роль веры чаще всего сводится к разочарованию после первоначального самоослепления. Гораздо разумней буддийское чувство сострадания к живым существам, основанное на осознании всеобщего непостоянства. Оно избавляет от страданий, неизбежно порождаемых верой (точней говоря, устраняет веру как причину страдания). Уж буддисты-то точно не будут смешивать разнородные понятия!

А вот вопрос про органы чувств как раз не столь уж интересен. Врут органы чувств. А там, где не врут - действует инстинкт, биология, но никак не вера.
Му God, it's full of stars!
Аватар пользователя
Degen1103
 
Сообщений: 90
Зарегистрирован: 30 мар 2013, 07:49

Re: Метафизические этюды

Сообщение Навигатор » 19 июн 2015, 12:58

Феномен веры, присущий всем людям и глубоко укорененный в психике, несомненно, может рассматриваться с разных точек зрения: антропологии, психологии, философии, религии, этики и т. д. Естественно, при этом мы выделяем разные аспекты этого понятия, что находит свое отражение и в языке описания. Так что никакого смешения понятий здесь нет - есть лишь разные подходы, разные аспекты исследования этого понятия. Для гуманистов интересны все аспекты исследования, так как лишь в своей совокупности они дают возможность целостного понимания феномена веры. Рационально обоснованная вера - важная часть гуманистического мировоззрения. Вера в разум, вера в познаваемость мира, вера в человека - необходимые элементы гуманизма. Это вера принципиально отличается от религиозной веры в Бога и в другие подобные сущности. При этом предполагается и возможность критического отношения к этой вере, ее постоянная проверка фактами реальности и возможность опровержения ее. В условиях неизбежной неполноты наших знаний вера выполняет важную функцию поддержания гомеостазиса культуры и личности, укрепляет духовные силы как отдельного человека, так и всего народа. Крушение веры всегда переживается очень болезненно, особенно если предмет веры относится к экзистенциальным ценностям человека, к смыслу его жизни. Эмоциональная фрустрация, когнитивный диссонанс, утрата смысла жизни, отчаяние депрессия - наиболее типичные психологические последствия крушения веры. Очень хороший и подробный анализ этих состояний можно найти в произведениях Ницше, Шестова, Сартра, Камю и других писателей-экзистенциалистов. Несомненно, глубокое исследование этих проблем должно стать важной задачей гуманистической психологии. Основы такого исследования заложены в трудах А. Маслоу, Э. Фромма, В. Франкла и других видных представителей гуманистической психологии. Поэтому, чтобы избежать дилетантских суждений в этой области, советую познакомиться с их работами и мыслями других гуманистов о феномене веры.
Аватар пользователя
Навигатор
 
Сообщений: 400
Зарегистрирован: 26 авг 2012, 10:57

Re: Метафизические этюды

Сообщение Degen1103 » 21 июн 2015, 16:40

Рационально обоснованная вера, допускающая критическое осмысление, верификацию и опровержение - это уже не вера. Это ж очевидно.
Вера есть атрибут традиционного мышления (либо иррациональный рудимент такого мышления у современного человека).

Обилие литературы по данному вопросу не является аргументом, равно как мегатонны богословской схоластики не доказывают бытия божьего. Можно до бесконечности погружаться в частности, анализировать тонкие оттенки душевных движений, но общий беспристрастный взгляд на эволюцию разума не оставляет места вере в техногенной цивилизации. Всё. Произошёл необратимый скачок. Вера отправилась вслед за душой в смутную область иллюзий и самообмана. Надо искать другие слова для того, что вытеснило веру.

Скоро, по эволюционным меркам очень скоро будет создан разум, не нуждающийся ни в каких формах веры. Вот что требует философского осмысления! Философ должен отважно смотреть в будущее, а не перетасовывать раз за разом засаленную колоду древних дефиниций.
Му God, it's full of stars!
Аватар пользователя
Degen1103
 
Сообщений: 90
Зарегистрирован: 30 мар 2013, 07:49

Re: Метафизические этюды

Сообщение President » 25 июн 2015, 17:52

Уважаемый Деген!
Я мог бы разделить Ваши гневные слова в адрес веры, если бы она однозначно была связана с религиозными убеждениями. Вы должны понять, что вера - это одно из ЕСТЕСТВЕННЫХ качеств, способностей человека. Отбрасывать веру в буквальном смысле означало бы некую антропологическую кастрацию человека. Вера - один из инструментов адаптации и общения людей, а не только вера в бога. Вот что Вам следовало бы понять. Не зауживайте смысл этого важного понятия.
Валерий Кувакин,
почетный президент РГО
Аватар пользователя
President
 
Сообщений: 611
Зарегистрирован: 22 июл 2010, 15:27

Re: Метафизические этюды

Сообщение Degen1103 » 27 июн 2015, 06:11

Вот и надо для естественных качеств употреблять слова "убеждения", "представления", "модели", "ценности", "императивы" и т.п., но не "вера", которая есть не качество, а реакция мозга на нехватку информации. Бесконечное нагромождение мыслительных эпициклов, описывающих веру, есть следствие временной уникальности человеческого разума, исторически обусловленного антропоцентризма - оснований для которого ничуть не больше, чем для геоцентризма!
Последний раз редактировалось Degen1103 27 июн 2015, 14:52, всего редактировалось 1 раз.
Му God, it's full of stars!
Аватар пользователя
Degen1103
 
Сообщений: 90
Зарегистрирован: 30 мар 2013, 07:49

Re: Метафизические этюды

Сообщение President » 27 июн 2015, 14:51

У Вас, судя по всему, есть своя метафизика, в свете которой общепринятые смыслы - в данном случае понятия веры - существенно изменяются. Но это Ваши проблемы, а не тех, кто обращается к общеупотребительным коннотациям. Вот будет Ваш метафизика общепонятной и общепринятой, тогда и будем дружными рядами следовать за Вами, в том числе и в семантическом отношении.
Валерий Кувакин,
почетный президент РГО
Аватар пользователя
President
 
Сообщений: 611
Зарегистрирован: 22 июл 2010, 15:27

Re: Метафизические этюды

Сообщение Degen1103 » 27 июн 2015, 14:54

Никакой метафизики, чистая астрофизика.
Попробуйте посмотреть на веру не изнутри, а снаружи!
Му God, it's full of stars!
Аватар пользователя
Degen1103
 
Сообщений: 90
Зарегистрирован: 30 мар 2013, 07:49

Пред.

Вернуться в Современный гуманизм

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron