За светский характер гуманистического движения

Раздел для наиболее общих вопросов на любые темы

Модератор: Quantum

Re: За светский характер гуманистического движения

Сообщение Ю. Парижский » 17 фев 2013, 23:07

Mato Špekuljak писал(а):
Илья Захаров писал(а):А я всё равно считаю что гуманизму лучше быть светским,так как если серьёзно верить в бога,то он становится важнее человека,а по моему мнению для гуманиста самым главным и важным является человек.


//....Я Вас понимаю, Илья, но Вы тогда лишаете права быть гуманистами - больше половины человечества, разделяете человечество на верующих и неверующих... //
1.Человечество разделено на верующих и неверующих не Ильей Захаровым. Это реальность с которой надо считаться, но считаться можно по разному.
2. Уважать чувства верующих - обязательно. Поэтому воинствующий, агрессивный атеизм недопустим даже в гуманистической упаковке.
3.Верующий, особенно христианский, гуманист может быть союзником гуманиста-атеиста, но есть фундаментальное, на первом месте в Манифесте светского гуманизма положение: ЧЕЛОВЕК мера всех вещей. Не Бог. А это несовместимо с миропониманием верующего, подобно тому как признание существования Бога неприемлемо для атеиста.
4.В специфических сегодняшних условиях в России, перед лицом тотального, во всех сферах власти и общества наступлении клерикалов российский СВЕТСКИЙ (по уставу РГО) гуманизм обязан размежеваться с гуманистами верующими.
5. См. Пол Куртц, президент Международной академии гуманизма: "Неогуманизм: декларация светских принципов и ценностей"
Ю.П.
Аватар пользователя
Ю. Парижский
 
Сообщений: 67
Зарегистрирован: 26 ноя 2011, 21:26

Re: За светский характер гуманистического движения

Сообщение Навигатор » 18 фев 2013, 00:55

Видимо, следует видеть разницу между рядовыми верующими, которые часто веруют именно потому, что ищут в этом мире гуманного и справедливого Бога, и между воинствующей Церковью, агрессивной, жестокой, коррумпированной и далекой от гуманизма. С верующими надо терпеливо работать, Церковь надо обличать во лжи, преступлениях и невежестве. В этом смысле возможен союз светского и религиозного гуманизма или хотя бы диалог между ними.
Аватар пользователя
Навигатор
 
Сообщений: 400
Зарегистрирован: 26 авг 2012, 10:57

Re: За светский характер гуманистического движения

Сообщение Mato Špekuljak » 18 фев 2013, 10:16

Навигатор писал(а):Видимо, следует видеть разницу между рядовыми верующими, которые часто веруют именно потому, что ищут в этом мире гуманного и справедливого Бога, и между воинствующей Церковью, агрессивной, жестокой, коррумпированной и далекой от гуманизма. С верующими надо терпеливо работать, Церковь надо обличать во лжи, преступлениях и невежестве. В этом смысле возможен союз светского и религиозного гуманизма или хотя бы диалог между ними.


Думаю - ДА! Это относительно Церкви. Но, может быть, еще лучше было бы делать это одинаково относительно всех, которые лгут, обманывают, которые невежественны и совершают всякие преступления, может даже никого "сильного мира сего" специально не выделяя (именуя, вызывая), т.е. более нейтрально или, по крайней мере, называя конкретные случаи, придерживаясь конкретных случаев.

Крупные политические партии делают более или менее то же самое, что и Церковь... То же самое делает и крупный капитал... У гуманистов нет достаточно сил со всеми ними, тем более успешно, сражаться. Самое сильное, что у гуманистов есть - это просветительская работа, просвещение в самом широком смысле слова. Продвижение образования, культуры и искусств имеет большую гуманистическую ценность. Более образованный и культурный человек как правило гуманистичнее. Думаю, хуже всего когда гуманизм выступает как какая-то идеология, или даже демагогия.

Кстати, "Здравый смысл" - это замечательно, такой журнал нужен и драгоценен, нам в Хорватии такого журнала (с хорватскими темами) очень не хватает (некоторое время выходила отличная "Encyclopaedia moderna" ), но какой-то гуманистический "Крокодил" (может только в электронной форме, что было бы намного дешевле) сделал бы, наверное, чудо. Давайте не забудем "Похвалу глупости" Эразма Роттердамского и силу сатиры. На гуманистических сайтах (в том числе на хорватском гуманистическом сайте) сатиры, мне кажется, очень не хватает.
Maxima inter homines bona sunt iustitia et humanitas! Iustinianus
Аватар пользователя
Mato Špekuljak
 
Сообщений: 12
Зарегистрирован: 17 фев 2013, 12:27
Откуда: Загреб - Хорватия

Re: За светский характер гуманистического движения

Сообщение Навигатор » 18 фев 2013, 11:25

Все это очень верно, и я думаю, что просвещение, образование и культура - главные приоритеты гуманистической работы. В этом смысле у нас много бескорыстных союзников - учителя, работники культуры, преподаватели вузов... Их нужно всемерно приобщать к гуманистическому движению, не пытаясь, конечно, уложить в прокрустово ложе каких-то догматов. Только такой объединенной силой можно противостоять религиозному наступлению на общественное сознание. Но, к сожалению, очень трудно найти союзников в коррумпированной и невежественной власти. А искать надо. И это еще одно направление работы гуманистов. Когда-то у нас было Всесоюзное общество "Знание", было издательство "Знание", выпускавшее научно-популярную литературу. Сегодня все эти инструменты просветительской работы разрушены, их нужно восстанавливать заново. Правда, еще есть научно-популярные журналы, хотя они довольно дорого стоят. Книги по искусству, хорошая литература также не по карману студентам и рядовым гражданам. В какой-то мере это компенсирует Интернет, широко вошедший в нашу жизнь. Конечно, нужно всемерно использовать и этот важный инструмент.
Аватар пользователя
Навигатор
 
Сообщений: 400
Зарегистрирован: 26 авг 2012, 10:57

Re: За светский характер гуманистического движения

Сообщение Mato Špekuljak » 18 фев 2013, 11:41

Полностью согласен!
Maxima inter homines bona sunt iustitia et humanitas! Iustinianus
Аватар пользователя
Mato Špekuljak
 
Сообщений: 12
Зарегистрирован: 17 фев 2013, 12:27
Откуда: Загреб - Хорватия

Re: За светский характер гуманистического движения

Сообщение Солохин Максим » 18 фев 2013, 14:45

Ю. Парижский писал(а):3.Верующий, особенно христианский, гуманист может быть союзником гуманиста-атеиста, но есть фундаментальное, на первом месте в Манифесте светского гуманизма положение: ЧЕЛОВЕК мера всех вещей. Не Бог. А это несовместимо с миропониманием верующего, подобно тому как признание существования Бога неприемлемо для атеиста.
Здесь я, христианин, хотел бы если не возразить, то сделать важное уточнение. Христианский гуманизм полностью согласен с тем, что человек - мера всех вещей, ведь мы поклоняемся человеку Иисусу Христу.
Тот факт, что Бог стал именно человеком, а не ангелом или кем-то ещё, дает нам основания полагать, что именно человек-то и есть мера всех вещей.
Солохин Максим
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 18 фев 2013, 14:32

Re: За светский характер гуманистического движения

Сообщение Илья Захаров » 18 фев 2013, 21:12

Максим,а можно узнать ваше мнение,что будет с гуманистом-атеистом после смерти?
Нравственность, сосредоточенность и мудрость.
Аватар пользователя
Илья Захаров
 
Сообщений: 170
Зарегистрирован: 23 апр 2011, 10:09

Re: За светский характер гуманистического движения

Сообщение Ю. Парижский » 18 фев 2013, 23:08

[quote="Солохин Максим"][quote="Ю. Парижский"]
//.....Здесь я, христианин, хотел бы если не возразить, то сделать важное уточнение. Христианский гуманизм полностью согласен с тем, что человек - мера всех вещей, ведь мы поклоняемся человеку Иисусу Христу.....//.
Для последних двух тысяч лет мировой истории, да и для современности нет человека выше и значительнее Иисуса из Назарета. По большому счету самой гуманной на сегодняшний день стала именно христианская по своему происхождению цивилизация. Но современный (светский) гуманизм перерос, может жить и развиваться без опоры на веру и церковь. А необходимость для верующего считать, что Бог сотворил человека, а не наоборот, человек измыслил множество самых разнообразных богов, стало тормозом для научного, в том числе и светско-гуманистического, мировоззрения, для которого любое возражение против эволюции по Дарвину совершенно неприемлемо. Но что христианский гуманист -- союзник светскому гуманисту, готов повторять и повторять. Между прочим, что человек мера всех вещей, Протагор сказал задолго до рождения Христа, а Христос превыше всего чтил Бога. Ю. П.
Аватар пользователя
Ю. Парижский
 
Сообщений: 67
Зарегистрирован: 26 ноя 2011, 21:26

Re: За светский характер гуманистического движения

Сообщение Навигатор » 19 фев 2013, 03:19

Видимо, необходимо сделать два замечания к постам Максима Солохина и Ю. Парижского. Во-первых, известное изречение софиста Протагора "Человек есть мера всех вещей" у самого Протагора имеет отнюдь не гуманистический, а субъективно-агностический смысл. Протагор был глубоко убежден, что нет общезначимой истины, но всякое мнение истинно, т. е. всякая истина есть чье-то мнение. Таким образом, мнение любого человека, каким бы диковинным оно не было, является для него истиной = "мерой всех вещей". Полагаю, что ни к гуманизму, ни к христианству эта максима не имеет отношения. Во-вторых, христиане поклоняются не просто человеку Иисусу Христу, а Богочеловеку, что бы эта конструкция ни значила. В строгом монотеизме - иудаизме и исламе - никакого Богочеловека быть в принципе не может, так как Бог абсолютен и трансцендентен миру, а стало быть, не имеет никакого воплощения в мире. Идея воплощения Бога в человеке (в фараоне, в императоре, в Иисусе Христе) чисто языческая и эклектично усвоена христианством из языческих религий. Ясно, что светский гуманизм, не признающий бытия Бога, не признает и Богочеловека. Для гуманиста Иисус из Назарета - один из выдающихся Учителей древнего мира наряду с Буддой, Конфуцием, Сократом и др. Несомненно, каждый из них внес значительный вклад в историю цивилизации.
Аватар пользователя
Навигатор
 
Сообщений: 400
Зарегистрирован: 26 авг 2012, 10:57

Re: За светский характер гуманистического движения

Сообщение Ю. Парижский » 23 фев 2013, 14:32

Уважаемый Владимир Львович! Как вы догадались, я Протагора не читал и теперь благодаря Вашему уточнению понял, что он предтечей гуманизма не являлся. Но! Вам конечно известно, что смысл многих удачных (и древних в особенности) афоризмов эволюционирует. И я, вслед за Полем Куртцем, принимаю СОВРЕМЕННЫЙ, абсолютно гуманистический, смысл этого великолепного изречения. Что касается вашего суждения о Иисусе, то я его разделяю. Хотя по моему мнению СОВРЕМЕННЫЙ гуманизм перерос свою былую религиозную оболочку, не нуждается в ней и даже ею тяготится. Даже христианской, не говоря уж о жестоком исламе и сверх архаичном иудаизме. Ю.П.
Аватар пользователя
Ю. Парижский
 
Сообщений: 67
Зарегистрирован: 26 ноя 2011, 21:26

Пред.След.

Вернуться в Общие вопросы

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron