Ценности и антиценности

Раздел для наиболее общих вопросов на любые темы

Модератор: Quantum

Ценности и антиценности

Сообщение Навигатор » 18 апр 2013, 02:03

На сайте российских гуманистов http://www.humanism.ru мне встретился цикл популярных лекций В. А. Кувакина "Гуманистические ценности", "Квазиценности" и "Антиценности". Тема важная, интересная и мне захотелось посмотреть, есть ли на эту тему более серьезные и основательные работы. Одна из таких работ попалась мне сразу - это книга Н. И. Козлова "Основы современного гуманизма", выложенная на его персональном сайте http://nkozlov.ru/ Кстати, жаль, что эта книга не попала в библиотеку сайта гуманистов, она того стоит. Однако и эта книга по многим причинам показалась мне недостаточной. Само философское обоснование проблемы ценностей в ее историческом и культурном аспектах слишком поверхностно и неубедительно и у В. А. Кувакина, и у Н. И. Козлова. После Канта, Шопенгауэра и Ницше, после Гартмана, Виндельбанда и Шелера, после всего бурного развития аксиологии в ХХ веке так писать о проблеме ценностей уже нельзя. Скажем, проблема иерархии ценностей явно заслуживает отдельного разговора. Некоторые проблемы относятся скорее к теории познания, чем к теории ценностей. Скажем, проблема паранормальных явлений является проблемой теории познания, но никак не проблемой аксиологии. Сами по себе паранормальные явления не являются ни ценностью, ни квазиценностью. Их просто нужно исследовать, как мы исследуем другие явления. Какие-то их объяснения будут истинными, какие-то ложными, но это относится к ценности познания. Вообще, центральная проблема аксиологии заключается в том, кто устанавливает ценности - сам субъект, общество, культура, или они имеют абсолютный и безусловный объективный статус (как считал Платон). Хотелось бы понять, к какой точке зрения склоняется гуманизм в решении этой основной проблемы аксиологии (учения о ценностях).
Аватар пользователя
Навигатор
 
Сообщений: 400
Зарегистрирован: 26 авг 2012, 10:57

Re: Ценности и антиценности

Сообщение Навигатор » 23 апр 2013, 10:16

Особый характер ценностного сознания и его принципиальное отличие от научно-рационального знания очень четко выражен в работе М. С. Кагана "Воспроизводство российской интеллигенции как педагогическая проблема":
Придется повторить: если сущность и цель образования — создавать высокообразованных людей, а сущность и цель научения — передавать умения практической деятельности в той или иной ее области, реализующей создаваемые воображением проекты — «модели потребного будущего», по прекрасной дефиниции Н.А. Бернштейна, то сущность и цель воспитания — формировать ценностное сознание личности, фундамент которого не рационален, а эмоционален, ибо ценности — и нравственные, и религиозные, и политические, и эстетические, и экзистенциальные, и художественные — переживаются, и только пережитыми становятся стимулами поведения, опирающегося на знания и стремящегося претворить в жизнь проекты, модели, идеалы. Человек может и должен знать, что есть совесть, долг, вкус, вера, но ни это знание, ни способности моделировать будущее и владение необходимыми для осуществления этих проектов умениями, поведенческими навыками, технологиями, не способны породить у него совесть, вкус, веру как реальные, внутренние, чаще всего неосознаваемые, эмоциональные регуляторы его поведения, а именно они-то и определяют, какие проекты - благие или злые — будет конструировать сознание личности и как будет она использовать для их осуществления полученные ею знания.

См.: http://anthropology.ru/ru/texts/kagan/repr_3.html
Аватар пользователя
Навигатор
 
Сообщений: 400
Зарегистрирован: 26 авг 2012, 10:57

Re: Ценности и антиценности

Сообщение President » 23 апр 2013, 11:11

Уважаемый Навигатор!
Книгу Козлова в указанным Вами названием я не нашел на его сайте. С ним я знаком. Он разместил мою книгу "Не дай себя обмануть", приглашал к сотрудничеству, но за неимением времени оно не состоялось. Вы правы, проблема ценностей имеет древнюю историю. Но в учебнике нужно было изложить суть - с гуманистической точки зрения. Что мы и попытались сделать. Разговор в ней ведется не с помощью историко-философского обоснования (объем теста будет гигантский), а с точки зрения здравого смысла. Что касается проблемы паранормальных верований, то это такое зло, масштаб которого нам и не снился. Но мы, на нашу беду, этого не видим. Зло это комплесное, у него, как говорили раньше, есть гносеологические причины. Но их знание ничего не решает. Реально это вопрос коррупции, оболванивания, преступлений, политического зомбирования и т.д. Это сегодня - такой букет зла, который корениться в самых недрах нашего мировоззрения, уродуя картину мира, а главное лишая нас критерия различения реального и сфальсифицированного. Вы, как истинный интеллигентный человек, не смотрите телевизор. И правильно делаете, на помойке лучше не жить. Но я вынужден ее исследовать, чтобы знать этого врага. И, наконец, кто устанавливает ценности - об этом четко сказано в книге. Есть там параграф - что такое ценности - об этом говорится коротко и ясно. И безо всяких выдуманных религиями и идеалистами ценностных абсолютов. Абсолют - это такая категория, на которую хорошо любоваться и сладко вздыхать. Мы же живем не в мире абсолютов, а в реальном мире. И нужно учиться жить в этом мире самым богатым, творческим и счастливым образом.
Валерий Кувакин,
почетный президент РГО
Аватар пользователя
President
 
Сообщений: 613
Зарегистрирован: 22 июл 2010, 15:27

Re: Ценности и антиценности

Сообщение Навигатор » 23 апр 2013, 15:50

Уважаемый Валерий Александрович! Спешу исправить мою досадную ошибку: конечно, речь идет о ВАШЕЙ КНИГЕ - Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина А.А. ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИЗМА, которая выложена на сайте Н. И. Козлова. Там же выложены еще две Ваши книги: "Неизвестность" и "Не дай себя обмануть".
Вы совершенно правы - телевизор я практически не смотрю. На это нет ни времени, ни желания. Но с проблемой паранормальных явлений знаком не понаслышке - сам встречался с людьми, которые владеют необычными способностями, читал много серьезной литературы на эту тему. Здесь все не так просто, как Вам кажется. Опишу свою встречу с Вольфом Мессингом на одном из его сеансов. Я дал ему довольно сложное задание, которое он не смог выполнить, но вся фишка заключалась в том, что задание было сформулировано на немецком языке. И вот, когда я крепко держал его за запястье руки и мысленно внушал ему свое задание, глядя ему в глаза, он вдруг сказал с сильным акцентом: "Там что-то по-немецки?" Я смешался, потерял ход мыслей (все-таки это было на сцене, на глазах у сотен зрителей) и смог только сказать: "Да". И он сказал удивительную вещь, которую я до сих пор помню: "Это очень высоко, как полет космонавтов". Я нашел в себе силы улыбнуться и зааплодировал ему, а вслед за мной и весь зал. Здесь, конечно, не место обсуждать весь этот сложный комплекс проблем, но их нужно исследовать и дальше - я в этом убежден. Нельзя просто так отмахнуться от огромного количеств фактов, не имеющих пока своего объяснения. Ну, а то, что на них спекулируют разные мошенники, так в этом нет ничего удивительного - необычное привлекает. Возвращаясь к проблеме ценностей: думаю, можно утверждать, что все таинственное, загадочное, непознанное на шкале ценностей занимает одно из высших мест, так как стимулирует познание мира.
Аватар пользователя
Навигатор
 
Сообщений: 400
Зарегистрирован: 26 авг 2012, 10:57

Re: Ценности и антиценности

Сообщение Навигатор » 01 май 2013, 16:21

Знакомство с русской культурой начала ХХ века (часто его называют серебряным веком) показывает, какими прогрессирующими темпами шло разложение гуманистического сознания. И дело было не только в наступлении "грядущего хама" (Мережковский) в лице большевизма и пролетарской революции. Все было сложнее и трагичнее. Исчерпанность старой гуманистической культуры проявила себя уже в первых ростках модернизма, а дальше, после первой мировой войны, заколебалась не только культурная и социальная почва - волна дикости, варварства и жестокости поставила под сомнение весь уклад традиционной европейской культуры с ее христианскими и гуманистическими ценностями. И эти настроения близкого Апокалипсиса захватили собой не только западную, но и русскую интеллигенцию. Уже "Вехи" явились грозным предвестием "переоценки всех ценностей". Еще более остро и болезненно о нравственном и эстетическом кризисе заявило искусство начала века. Ужасы пролетарской революции и наступившего в стране террора развеяли все наивные иллюзии, если они еще у кого-то оставались. Практически вся старая интеллигенция была уничтожена или поставлена на службу большевистскому режиму. "Культурная революция" коснулась всех старых ценностей, и это привело к чудовищной деградации нравственных и духовных ценностей. Сегодня мы с большим трудом пытаемся восстановить все то, что было варварски разрушено. Пока что это не очень удается. Многие изменения уже необратимы. Новое варварство, принесенное диким капитализмом и потребительским сознанием общества рыночной экономики, так же враждебно гуманистической культуре, как и варварство большевистской диктатуры. Возможно ли в этих условиях возрождение российской интеллигенции? Возможно ли возрождение гуманистической культуры и гуманистических ценностей? Или деградация будет идти и дальше? Вот реальные вопросы, ответа на которые пока не видно.
Аватар пользователя
Навигатор
 
Сообщений: 400
Зарегистрирован: 26 авг 2012, 10:57

Re: Ценности и антиценности

Сообщение President » 01 май 2013, 23:38

Дорогой Навигатор!
Вы задаете весьма болезненный и трудный вопрос об интеллигенции. Он таков потому, что задающие его граждане: мы с Вами, также как и многие другие участники форума и члены РГО, - вольно или невольно относят себя к интеллигенции.
У меня неоднозначное отношение к интеллигенции. Во многом потому, что она далеко не однозначно и адекватно думала и думает о себе и обо всем остальном. У нее много комплексов: от "соли земли" до спасения России. Но она же объективно - главная образовательная (просвещенческая) и культурная сила. Однако возможно самым большим (ее собственным) мифом является убеждение в идейном и моральном единстве интеллигенции. Русская интеллигенция - несчастный ребенок, порожденный преобразованиями Петра Первого, ребенок, который оказался никому не нужным: ни власти, ни народу. Он так и оставался неприкаянным, пока его не перемолола революция и гражданская война, а первое большевистское правительство - "самое интеллигентское" и самое затеоретизированное (чего стоит один только ортодоксальный марксизм Ленина) оказалось самым жестким и диктаторским, открыв эпоху тоталитарных идеологий и господствующих светских утопий (фашизм и коммунизм), которые, как и сказал о том Бердяев, реализовались как антиутопии, поставив точку в вопросе о создании земного рая или общества одинаковых, сильных, счастливых и равных людей. (Теократические утопии потерпели крах еще раньше.)
Я склонен считать, что следует избегать употребления термина "интеллигенция" как во многом вводящего в иллюзии и заблуждения. Есть образовательное сообщество, есть научное сообщество, есть деятели искусства и культуры, есть интеллектуалы-общественники, активисты мучительно формирующегося в России гражданского общества и т.д. Попросту говоря, есть сознательные и достаточно культурные люди, имеющие какой-то минимум образования или самообразования. Их можно назвать тем общественным активом, который объективно поддерживает культуру и образованность в стране (хотя и то, и другое стремительно падает). Весь этот довольно неопределенный и неоднородный круг людей и есть носитель и выразитель общественного самосознания. Но обобщения здесь довольно рискованны и едва ли правомерны.
Валерий Кувакин,
почетный президент РГО
Аватар пользователя
President
 
Сообщений: 613
Зарегистрирован: 22 июл 2010, 15:27

Re: Ценности и антиценности

Сообщение Ю. Парижский » 02 июн 2013, 23:00

У меня неоднозначное отношение к интеллигенции. Во многом потому, что она далеко не однозначно и адекватно думала и думает о себе и обо всем остальном. У нее много комплексов: от "соли земли" до спасения России. Но она же объективно - главная образовательная (просвещенческая) и культурная сила. Однако возможно самым большим (ее собственным) мифом является убеждение в идейном и моральном единстве интеллигенции. (Кувакин)

Грустно. Что русская интеллигенция от ранних народников до советских лидеров культуры и диссидентов наломали немало дров -- давно понято, давно сказано. Пора признать, что иссякла, выдохлась, окончательно заблудилась в своих мировоззренческих исканиях русская интеллигенция. И не нужна она вроде бы никому, да и самой себе тоже. Востребованы специалисты. На ум, честь и совесть нации спроса уже нет. Паршиво жить с мыслью о том, что нет того множества. той среды с которой хотелось бы солидаризироваться, мысли, чувства и поступки которой близки и понятны. Да и российские гуманисты похоже блуждают кто в лес, кто по дрова. Дошли до того, что на нашей площадке резвятся пророки-парадигмостроители богоискатели вроде Алексея Лотова (или как там его). И находят понимание у гуманистов-почитателей паранормальных явлений. Ю. Парижский.
Аватар пользователя
Ю. Парижский
 
Сообщений: 67
Зарегистрирован: 26 ноя 2011, 21:26

Re: Ценности и антиценности

Сообщение Навигатор » 03 июн 2013, 00:14

В начале прошлого века известный лингвист и литературовед Д. Н. Овсянико-Куликовский издал внушительный труд "История русской интеллигенции". Думаю, что сегодня вряд ли найдется автор, который рискнет издать труд с таким же названием (хотя было бы интересно!). Я согласен с В. А. Кувакиным, что сегодня понятие "интеллигенция" приобрело чересчур широкие и размытые очертания. Согласен и с тем, что убеждение в моральном и идейном единстве интеллигенции является мифом. Достаточно познакомиться с ожесточенными спорами "либералов" и "патриотов" -- нынешних западников и славянофилов. И все же мне кажется, что ядро этого понятия сохранилось, и любой культурный и гуманный человек может назвать себя интеллигентом. Все-таки служение высшим ценностям и идеалам, всегда бывшее отличительной чертой русской интеллигенции, необходимо для общества как воздух, иначе мы рискуем скатиться к тупому и бездуховному обществу потребления. Ему действительно нужны специалисты, а не интеллигенты. Верно, что среди большевиков оказалась и какая-то часть интеллигенции, поверившая в высокие социальные идеалы социализма. Но эта же интеллигенция оказалась и в числе первых жертв террора большевистской диктатуры. Очень немногим удалось пережить этот террор. Так что трагедия русской истории равно коснулась и народа, и интеллигенции, бескорыстно служившей народу. И не стоит возлагать вину за эту трагедию на русскую интеллигенцию.
Аватар пользователя
Навигатор
 
Сообщений: 400
Зарегистрирован: 26 авг 2012, 10:57

Re: Ценности и антиценности

Сообщение alexlotov » 03 июн 2013, 21:13

Ю. Парижский писал(а):Пора признать, что иссякла, выдохлась, окончательно заблудилась в своих мировоззренческих исканиях русская интеллигенция.

На нашей площадке резвятся пророки-парадигмостроители богоискатели вроде Алексея Лотова
Обнаружите какую-нибудь новую свежую идею — немедленно мне сообщите. То же самое касается систем мировоззрения. Пятая итерация Новой парадигмы мировоззрения ожидается к 2022 году.

Спасибо за внимание.
парадигма.жж.рф
Аватар пользователя
alexlotov
 
Сообщений: 51
Зарегистрирован: 09 май 2013, 20:31
Откуда: Заречный

Re: Ценности и антиценности

Сообщение Ю. Парижский » 04 июн 2013, 18:56

Вообще, центральная проблема аксиологии заключается в том, кто устанавливает ценности - сам субъект, общество, культура, или они имеют абсолютный и безусловный объективный статус (как считал Платон). Хотелось бы понять, к какой точке зрения склоняется гуманизм в решении этой основной проблемы аксиологии (учения о ценностях). НАВИГАТОР
.
Полагаю, что во все времена, а ныне и подавно, признанные системы ценностей эволюционировали сообразно, адекватно эволюции общества, культуры, образа жизни. И чем ближе к нашему времени, тем стремительней и радикальней идет процесс этой параллельной эволюции. При этом внутри каждого общества, каждой культуры и каждой разновидности образа жизни могут сосуществовать и противостоять друг другу разные системы ценностей. Поэтому не могу себе представить возможность существования системы ценностей, которые в совокупности "имеют абсолютный и безусловный объективный статус" , т.е. незыблемы, неизменны и универсальны на все времена (Платон вероятно так считал?). Хотя отдельные действительно вечные ценности конечно такой статус имеют. Например ценность человеческой жизни.
Полагаю, что гуманизм, сообщество гуманистов стоит перед необходимостью выбора в пользу гуманных, альтруистичных систем ценностей против архаичных (а все религиозные архаичны) и в силу этой архаичности несовместимых с прогрессом, пока этот прогресс не зашел в тупик, что вовсе не исключено. Ю. Парижский
Аватар пользователя
Ю. Парижский
 
Сообщений: 67
Зарегистрирован: 26 ноя 2011, 21:26

След.

Вернуться в Общие вопросы

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron