Ценности и антиценности

Раздел для наиболее общих вопросов на любые темы

Модератор: Quantum

Re: Ценности и антиценности

Сообщение Навигатор » 04 июн 2013, 20:17

Полагаю, что такие "архаические ценности", как честность, справедливость, доброжелательность, мудрость и другие, до сих пор сохраняют свое непреходящее значение. Даже если они возникли в лоне мировых религий, это не умаляет их значения. Эволюция жизни на земле не отменяет центрального положения Солнца в нашей планетной системе. Точно так же эволюция нравов, обычаев и социальных законов не отменяет центрального положения высших ценностей. ИМХО.
Аватар пользователя
Навигатор
 
Сообщений: 400
Зарегистрирован: 26 авг 2012, 10:57

Re: Ценности и антиценности

Сообщение Ю. Парижский » 04 июн 2013, 22:32

Полагаю, что такие "архаические ценности", как честность, справедливость, доброжелательность, мудрость и другие, до сих пор сохраняют свое непреходящее значение. Даже если они возникли в лоне мировых религий, это не умаляет их значения. Эволюция жизни на земле не отменяет центрального положения Солнца в нашей планетной системе. Точно так же эволюция нравов, обычаев и социальных законов не отменяет центрального положения высших ценностей.

Согласен. Только я никакие ценности не называл архаическими. Архаическими я называл системы ценностей. А это разные вещи. Как существенно разные вещи Солнце и солнечная система. А существование и статус вечных ценностей, вовсе не умаляя их непреходящего значения, я не забыл оговорить. Просто для оценки состояния и перспектив гуманизма важны именно перемены, эволюция в системе ценностей: прогресс или регресс, подъем или деградация честности, справедливости, доброжелательности, мудрости и список можно продолжить. Ю. Парижский
Аватар пользователя
Ю. Парижский
 
Сообщений: 67
Зарегистрирован: 26 ноя 2011, 21:26

Re: Ценности и антиценности

Сообщение Навигатор » 06 июн 2013, 07:30

Базовая система ценностей, сформулированная в буддизме или в христианстве, остается неизменной на протяжении веков и тысячелетий. Но, видимо, проблема заключается не в самих этих ценностях, а в человеческой природе. Тысячи лет люди повторяют: "Не убивай, не лги, не воруй, не прелюбодействуй" - и тысячи лет убивают, лгут, воруют и прелюбодействуют. Моральный авторитет религии оказался не в силах укоренить эти ценности в жизни человека. И, естественно, возникает вопрос: сможет ли гуманизм как мировоззрение совершить то, что не удалось религии: укоренить эти ценности в жизни и в душе человека, сделать их безусловными законами поведения? В этом реальная проблема. Интересный и плодотворный подход к новому сознанию, основанному на любви и сотрудничестве, см. в интервью со Станиславом Грофом:http://theoryandpractice.ru/posts/6192-lyudi--eto-dvizhushchaya-sila-planetarnoy-evolyutsii-intervyu-s-osnovatelem-transpersonalnoy-psikhologii-stanislavom-grofom
Аватар пользователя
Навигатор
 
Сообщений: 400
Зарегистрирован: 26 авг 2012, 10:57

Re: Ценности и антиценности

Сообщение Ю. Парижский » 06 июн 2013, 19:04

.....вопрос: сможет ли гуманизм как мировоззрение совершить то, что не удалось религии: укоренить эти ценности в жизни и в душе человека, сделать их безусловными законами поведения?

Для нас, если мы действительно гуманисты, это ГЛАВНЫЙ вопрос. Только продолжаю настаивать на том, что СИСТЕМА ценностей изменилась и будет эволюционировать и дальше. И не обязательно в лучшую сторону.Человечество в кризисе. И заявленная тема "Ценности и антиценности" интересна прежде всего не вечными,если угодно базовыми, ( их как прежде признают и как прежде нарушают ) , а как раз новоукрепляющимися и претендующими на базовость: свобода, права человека, социальная справедливость. Они меняют лицо СИСТЕМЫ ценностей, они, выходя на первый план, меняют ее иерархию. И тут есть над чем задуматься и о чем беспокоиться. Например о совместимости/несовместимости светской и религиозной систем ценностей. Ю. Парижский
Аватар пользователя
Ю. Парижский
 
Сообщений: 67
Зарегистрирован: 26 ноя 2011, 21:26

Re: Ценности и антиценности

Сообщение Навигатор » 07 июн 2013, 13:04

Свобода, права человека, социальная справедливость -- это гуманистические ценности. И нет ничего плохого в том, что они постепенно входят в сознание людей как базовые ценности. Плохо другое -- то, что в сознание людей сегодня входят откровенно прагматические ценности: хорошо то, что мне выгодно, что ведет к успеху, что дает деньги и власть, что расширяет мои возможности и т. д. И есть все признаки того, что именно эти ценности становятся преобладающими.
Аватар пользователя
Навигатор
 
Сообщений: 400
Зарегистрирован: 26 авг 2012, 10:57

Re: Ценности и антиценности

Сообщение Ю. Парижский » 08 июн 2013, 20:05

Свобода, права человека, социальная справедливость -- это гуманистические ценности. И нет ничего плохого в том, что они постепенно входят в сознание людей как базовые ценности.

Увы, все, что Вы написали удручает и меня. И даже хуже -- есть плохое (оборотная сторона медали) даже в такой казалось бы очевидно гуманистической ценности, как свобода: Свобода явным образом расшатывает такую важнейшую гуманистическую ценность, как институт семьи.
Аватар пользователя
Ю. Парижский
 
Сообщений: 67
Зарегистрирован: 26 ноя 2011, 21:26

Re: Ценности и антиценности

Сообщение President » 09 июн 2013, 22:34

Уважаемый Ю. Парижский, трудно представить себе свободу как таковую. Она всегда содержательна, сочетается с чем-то еще: с ценностями, с антиценностями, с рутинным действием или актом творчества и т.д. Она поэтому столь же созидательна, сколь и разрушительна, точнее, она, в конечном счете, созидательна, коль скоро род людской еще жив и есть кое в чем прогресс.
Но настоящее в России - это время деградации, падения морали, что не означает отсутствия в стране здоровых сил.
Вопрос в том, что возникает в России на наших глазах: чудовище, урод, больной, которому предстоит выздоровление? Полная неопределенность. Уникальное обстоятельство - огромные потоки халявных нефтегазовых долларов и евро. Они порождают не только миллиардеров, но и людей, которых власть буквально покупает, она покупает прежде всего их лояльность, затыкая рот и удушая голос совести прибавками зарплаты. Это, с одной стороны. С другой - целенаправленная политика понижения культуры человеческих отношений, разрушение науки и образования. Создается какой-то новый тип культуры и новый человек с новой психологией и мировоззрением. Ко всему этому мы культивируем далеко не лучшие черты рынка и удерживаем далеко не лучшие черты номенклатурного социализма. Есть от чего задуматься. Да и вся эта "стабильность" которая была провозглашена Путиным, оказалась в итоге столь ненадежной, напичканной совсем не нормальными общечеловеческими ценностями, а чем-то пакостным и в высшей степени поверхностным. Характерно и то, что коррупция, став всеобщей эпидемией, уродует буквально все политические партии, захватывает оппозицию, вовлекает в себя прямо или косвенно практически все население России. Это уже не советский блат или банальная взятка. Это уже черта характера, его порча. Молодежь нередко считает ее уже чем-то естественным. (Позорные явления, связанные с ЕГЭ, высвечивают, насколько много гнили, непорядочности, цинизма и безответственности стало в человеческом поведении и сознании.) Не исключено, что наши потомки, если им удастся избавиться от коррупционной заразы, будут считать эти десятилетия (их, судя по всему, будет как минимум четыре: с 90-х прошлого по 30-е гг. нашего века) самыми позорными в истории России и сравнивать их со смутным временем. Попраны все идеалы, люди стыдятся говорить простым языком о простых и повседневных ценностях, фарс и лицемерие снова становятся нормой, но уже не партийной, а какой-то вульгарной, пошлой и низкой.
Простите за такой довольно скептический и, возможно, желчный пост. Но, видя, как убивают последние остатки свободы слова, демократии и гражданского достоинства, как разрушают ячейки гражданского общества, как шельмуют людей, заставляя их называть себя иностранными шпионами, просто трудно отыскать что-то социально ободряющее и вселяющее надежды. Конечно, этот режим бесславно падет, но впереди пока что разверзается какое-то большое зловонное болото. И нет никаких более или менее конкретных прогнозов на улучшение российской погоды и обретение твердой почвы под ногами.
Валерий Кувакин,
почетный президент РГО
Аватар пользователя
President
 
Сообщений: 613
Зарегистрирован: 22 июл 2010, 15:27

Re: Ценности и антиценности

Сообщение Навигатор » 10 июн 2013, 00:57

Небольшое дополнение к сказанному.
Зрелая свобода предполагает ответственность как свое необходимое дополнение. Права человека предполагают и обязанности. И эти диалектически сопряженные понятия должны всегда рассматриваться вместе. И в теории, и в практике. Тогда не будет перекоса ни в одну, ни в другую сторону.
Конечно, я согласен с В. А. Кувакиным: свобода всегда должна рассматриваться в том или ином контексте -- это может быть личная свобода, свобода слова, творческая свобода, свобода народа от тирании и т. д.
Аватар пользователя
Навигатор
 
Сообщений: 400
Зарегистрирован: 26 авг 2012, 10:57

Re: Ценности и антиценности

Сообщение Ю. Парижский » 11 июн 2013, 18:12

Все так! Союз власти, бизнеса и криминала стоит прочно. Страна больна. Стране не до гуманизма. И не видно такой общественной силы, таких лидеров, на которых можно было бы возлагать надежды.
Аватар пользователя
Ю. Парижский
 
Сообщений: 67
Зарегистрирован: 26 ноя 2011, 21:26

Re: Ценности и антиценности

Сообщение Навигатор » 14 авг 2013, 18:25

Прочитал статью В. А. Кувакина "Гуманистическая альтернатива" и в очередной раз задумался над проблемой, которая постоянно стоит как самая болезненная и острая для любого мыслящего гуманиста. Для начала процитирую Ю. Парижского: "Союз власти, бизнеса и криминала стоит прочно. Страна больна. Стране не до гуманизма. И не видно такой общественной силы, таких лидеров, на которых можно было бы возлагать надежды." Верно, что страна больна. Но хотелось бы иметь более точный диагноз этой болезни. Союз власти, бизнеса и криминала - это внешнее проявление, феноменология этой болезни. Но впечатление такое, что болезнь пронизывает все общество, всю ткань организма и касается не только сильных мира сего. Глядя на развал всех социальных связей, всеобщую коррупцию, жестокость, лицемерие, безответственное отношение к работе, семье, детям, близким, к природе, все глубже начинаешь понимать пророчество Д. С. Мережковского о "Грядущем Хаме". Он давно уже пришел, этот Хам, и не только в облике мещанина, а что еще страшнее, в облике расчеловеченного, одичавшего, потерявшего все высшие ценности человекозверя, антропозавра, способного на любые преступления. В. А. Кувакин пишет о трех альтернативах, которые проявлены в общественном сознании: традиционной (довольно размытое понятие), религиозной (она ведь тоже традиционная) и оккультно-мистической. Им он противопоставляет гуманистическую альтернативу. Но ведь нельзя не замечать самую опасную альтернативу гуманизму: зверино-мещанскую, живущую "по понятиям", то есть за гранью любых человеческих законов, религиозных и светских, за гранью различения добра и зла, за гранью человеческих ценностей. И за всеми прекрасными разговорами о совершенствовании, просвещении, реформировании и гуманизации отчетливо видишь это звериное мурло расчеловеченного мещанина и слышишь: "А вот мы вам покажем кузькину мать". И эта ужасная альтернатива пугает более всего. Это и есть главная социальная болезнь нашего общества - гангрена души, духовный сифилис, паралич совести. Это и есть самая страшная альтернатива гуманизму.
Аватар пользователя
Навигатор
 
Сообщений: 400
Зарегистрирован: 26 авг 2012, 10:57

Пред.След.

Вернуться в Общие вопросы

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron