Параграф об идеальном человеке с точки зрения современного гуманизма полулегитимен. Он незаконен в том смысле, что гуманисты избегают употреблять "предельные" понятия в отношении гуманизма как образа жизни на основе определенного (гуманистического) мировоззрения. Такие понятия, как идеал, абсолют, вечность, совершенство, смысл истории, смысл жизни и др. в качестве общих и однозначных понятий не являются для современных гуманистов в западных демократических обществах конструктивными или полезными. Скорее наоборот: настороженное отношение к ним обусловлено априорно заложенными в них тотальностями, грозящими стать истоком тоталитарного состояния дел, тоталитарными императивами, истоками массовых безумий, насильственного усреднения людей и т.д. Они делают акцент на настоящем, как подлинной ценности и основе творческого движения в будущее. Не делай себя рабом ни прошлого, ни будущего. Твори себя и мир здесь и теперь в твоем собственном реальном настоящем. То же и со смыслом: он в тебе как смыслополагание, смыслотворчество, как континуум уникальных смыслов, не уничтожающих друг друга.
Но то, что написано в учебнике об идеале гуманизма, дает, как мне кажется, такой идеал, который является предельно широкой рамкой для всякого человека, без цели «напрячь» его. Скорее напротив, здесь этот «идеал» вполне «добродушный», не агрессивный и в той или иной степени достижимый для любого человека.