Одна из центральных проблем современного гуманизма - проблема отчуждения.
Как гуманистическая проблема она впервые была осознана и поставлена Л. Фейербахом и переосмыслена ранним Марксом в контексте его материалистического понимания сущности человека. Минуя историю проблемы, сразу сформулирую ее суть.
Отчуждение - социальный процесс, который характеризуется превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Вследствие многообразия видов человеческой деятельности многообразны и виды отчуждения. Можно выделить следующие основные виды отчуждения: социальное, экономическое, идеологическое, религиозное, культурное, техническое и другие. Особенности этих видов отчуждения подробно рассмотрены в литературе, поэтому я не стану останавливаться на этом. Любое отчуждение деформирует личность человека, его сознание и самоощущение, порождает чувство неполноценности, ущербности его бытия, неудовлетворенности, одиночества, рождает протестные настроения, эмоциональные расстройства, чувство абсурдности и враждебности мира. Эти чувства хорошо описаны в литературе модернизма и экзистенциализма, а еще раньше - в литературе критического реализма.
Преодоление отчуждения возможно как на иллюзорных, утопических, так и на реалистических путях. Как мне представляется, эта проблема должна занять подобающее место в работах наших гуманистов, чего пока нет. Даже в популярных лекциях по основам гуманизма необходимо уделить этой теме гораздо больше внимания, чем это обычно делается. Многие явления в нашем обществе могут быть правильно поняты лишь при учете феномена отчуждения. Крушение социализма и коммунистической идеологии, современный социальный кризис и кризис общественного сознания, манипулирование общественным сознанием в СМИ породили новые формы отчуждения, которые требуют особого внимания. Исследование проблемы отчуждения и поиск гуманистических путей преодоления отчуждения - одна из важнейших задач современного гуманизма.