Страница 1 из 1

Гуманизм и проблема отчуждения

СообщениеДобавлено: 24 сен 2015, 17:15
Навигатор
Одна из центральных проблем современного гуманизма - проблема отчуждения.
Как гуманистическая проблема она впервые была осознана и поставлена Л. Фейербахом и переосмыслена ранним Марксом в контексте его материалистического понимания сущности человека. Минуя историю проблемы, сразу сформулирую ее суть.
Отчуждение - социальный процесс, который характеризуется превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Вследствие многообразия видов человеческой деятельности многообразны и виды отчуждения. Можно выделить следующие основные виды отчуждения: социальное, экономическое, идеологическое, религиозное, культурное, техническое и другие. Особенности этих видов отчуждения подробно рассмотрены в литературе, поэтому я не стану останавливаться на этом. Любое отчуждение деформирует личность человека, его сознание и самоощущение, порождает чувство неполноценности, ущербности его бытия, неудовлетворенности, одиночества, рождает протестные настроения, эмоциональные расстройства, чувство абсурдности и враждебности мира. Эти чувства хорошо описаны в литературе модернизма и экзистенциализма, а еще раньше - в литературе критического реализма.
Преодоление отчуждения возможно как на иллюзорных, утопических, так и на реалистических путях. Как мне представляется, эта проблема должна занять подобающее место в работах наших гуманистов, чего пока нет. Даже в популярных лекциях по основам гуманизма необходимо уделить этой теме гораздо больше внимания, чем это обычно делается. Многие явления в нашем обществе могут быть правильно поняты лишь при учете феномена отчуждения. Крушение социализма и коммунистической идеологии, современный социальный кризис и кризис общественного сознания, манипулирование общественным сознанием в СМИ породили новые формы отчуждения, которые требуют особого внимания. Исследование проблемы отчуждения и поиск гуманистических путей преодоления отчуждения - одна из важнейших задач современного гуманизма.

Re: Гуманизм и проблема отчуждения

СообщениеДобавлено: 25 сен 2015, 17:22
Degen1103
Предлагаю решать проблему диалектически - путём избавления от привязанностей к сансаре, ибо привязанность - первопричина страдания.

Re: Гуманизм и проблема отчуждения

СообщениеДобавлено: 25 сен 2015, 18:57
Навигатор
Увы, мы живем в реальном мире, который, с точки зрения буддизма, и есть сансара. Блажен достигший нирваны и отрешившийся от забот и проблем этого мира.

Re: Гуманизм и проблема отчуждения

СообщениеДобавлено: 26 сен 2015, 07:12
Degen1103
"А ежели поймёшь, что сансара - нирвана, то всяка печаль пройдёт." (с) БГ

В том-то и секрет, что надо не отрешаться от мира, а совсем наоборот.
Чем более творческим становится труд - тем охотней человек делится его плодами. В пределе получаем бодхисаттву, у которого просто нечего отчуждать.

Re: Гумандизм и проблема отчуждения

СообщениеДобавлено: 26 сен 2015, 11:38
President
У меня двойственное отношение к вопросу об отчуждению. Оно реально, но вместе с тем создает иллюзию того, что у нас изначально есть некая подлинность или "сущностные силы (Маркс)" , которые отчуждаются. Я же полагаю, что эти сущностные силы идут от, грубо говоря, нулевого уровня ко все более высоким в процессе социализации человека, а в целом в ходе исторического прогресса человечества, каким бы причудливым он ни был. Вернуть или возвратить здесь ничего нельзя, можно только обретать, хотя и терять тоже. Так что, на мой взгляд, это ложная постановка проблемы. Кстати, нечто подобное ощущаешь, когда говорят о "возрождении России (культуры, духовности и т.д.)". Возникает иллюзия, что у нее был какой-то Золотой век за спиной. И к нему нужно возвратиться. А на деле все несколько сложнее.

Re: Гуманизм и проблема отчуждения

СообщениеДобавлено: 26 сен 2015, 17:12
Навигатор
Я согласен с замечанием Валерия Александровича о том, что нужно уяснить, о какой сущности человека идет речь. Руссо и Фейербах считали, что речь идет о природной сущности человека, его "естественности", которая разрушается цивилизацией и социальным неравенством, а у Фейербаха - религией. Маркс исходил первоначально из этой натуралистической установки, но затем переосмыслил ее в духе своего социального учения. Франкфуртская школа увидела отчуждение человека в репрессивном характере всей буржуазной культуры и цивилизации, в тотальном, а не только экономическом насилии буржуазного общества над человеком. На самом деле речь идет о разных формах отчуждения, о чем я писал выше. Человек многогранен, у него нет какой-то одной "сущности" (это старое метафизическое заблуждение). И нарушения его человечности также многообразны. Поэтому вопрос о формах отчуждения целиком зависит от того, что мы понимаем под человечностью человека. А это центральный вопрос гуманизма. Человек не сводится ни к своей природной, ни к своей социальной, ни к своей духовной "сущности". В нем есть и одно, и другое, и третье, и лишь в полноте своего развития они достигают подлинной человечности. Таким образом, мы исходим из должного, которое выступает как идеал человеческого развития, и называем силы, враждебные этому идеалу, силами отчуждения. Такое понимание шире, чем у Гегеля или Фейербаха или Маркса. Не нужно никуда возвращаться, нужно смотреть вперед и видеть цель развития человека и человечности. И, соответственно, видеть те силы, которые враждебны и чужды этой цели. Это и есть силы отчуждения. Таково мое понимание данного вопроса.

Re: Гуманизм и проблема отчуждения

СообщениеДобавлено: 26 сен 2015, 18:20
Degen1103
Так ли враждебны злокозненные силы отчуждения, либо составляют необходимый элемент диалектической пары?
Мне так понятие отчуждения вообще кажется схоластическим. Мало ли кому что мерещится своей кровной сущностью, которую отчуждает общество и т.п.

Re: Гуманизм и проблема отчуждения

СообщениеДобавлено: 26 сен 2015, 19:37
Навигатор
Для буддиста, блаженно пребывающего в нирване, и фашизм - иллюзия, и нацизм - иллюзия, и рабский труд - иллюзия, и исламский терроризм - иллюзия. Это лишь маски майи, бесконечные проявления сансары с ее равновесием добра и зла, которые тоже иллюзорны. Очень удобная точка зрения, к сожалению, далекая от гуманизма.

Re: Гуманизм и проблема отчуждения

СообщениеДобавлено: 27 сен 2015, 12:55
President
Да, при всей сложности и порой непроясненности феномена отчуждения нельзя не признать, что в самой идее есть сильная сторона: стремление человека к свободе и независимости, самостоятельности и социальной справедливости.