НА ПУТИ К МИРОВОЗЗРЕНИЮ
Любая концептуализация бытия строится не на пустом месте, а на основе каких-то базовых знаний и представлений индивида, весьма разных у разных людей. Здесь ещё нельзя говорить о каком-то сложившемся мировоззрении – скорее, речь может идти о некоторых предпосылках мировоззрения, не оформленных в целостную систему. Как же из этих разрозненных знаний и представлений формируется целостное мировоззрение? В какой мере этот процесс является стихийным, а в какой – сознательным? В каких случаях речь может идти о самостоятельном поиске мировоззрения, а в каких случаях – о некритическом усвоении чужих взглядов и убеждений? Всё это непростые вопросы, и на них нет готовых ответов.
У большинства людей их мировоззрение эклектично: в их сознании некритически смешаны обрывки разных учений и представлений: научных и ненаучных (бытовых, религиозных, художественных) современных и архаических, традиционных и новомодных и т. д. Обычно они слабо связаны между собой и образуют некий конгломерат разнородных знаний и идей. Классическая догма материализма «бытие определяет сознание» верна лишь отчасти – ведь социальное бытие уже включает в себя общественное сознание, а значит, это сознание отражается на индивидуальном сознании. Точнее следовало бы сказать: общественное бытие, включающее в себя общественное сознание, определяет собой индивидуальное сознание. Говоря о гуманистическом мировоззрении, мы должны понимать, что оно ни в коем случае не сводится к научному мировоззрению, оно гораздо шире и богаче. Гуманитарный компонент гуманистического мировоззрения не менее важен, чем научный компонент, и чаще всего доминирует в сознании людей. Ни из какого научного мировоззрения нельзя вывести законы любви и милосердия, законы нравственности и морали, свободу личности, художественный вкус и многое другое. Для этого требуется развитая гуманитарная культура, нравственное и эстетическое воспитание, опыт социальной жизни и само-воспитание. Как соотносятся научная картина мира и гуманитарная культура – это отдельный большой вопрос, не вполне ясный и требующий изучения. Очевидно, в процессе развития личности отдельные компоненты её сознания сложным образом взаимодействуют и лишь в своём синтезе образуют (или не образуют) целостное мировоззрение. Причем этот процесс может занять многие годы и продолжаться всю жизнь. Таковы некоторые предварительные соображения на тему формирования мировоззрения. 11 января 2016 г.