President » 09 апр 2014, 11:02
Стратегия гуманистов, в принципе, одна - это ПРОСВЕЩЕНИЕ. А его форм может быть очень много. В Гарварде оно приняло форму общины, которая изучает гуманизм, просвещается и просвещает и делает разного рода благотворительную и культурную работу. То, что она организационно может быть похожа на какую-нибудь религиозную общину, ни имеет особого значения в условиях США, где бытует невероятно много религиозных и нерелигиозных общественных организаций. (В отличие от России, где РПЦ задает тон и содержанию и форме выражения христианства. Поэтому все отличающиеся от нее христианские церкви сразу же оказываются у обывателя под подозрением, так как чем-то "не похожи" на привычное православие.) Просвещение включает в себя и активную антиклерикальную и атеистическую деятельность, и защиту свободомыслия, свободы совести, право публично выражать свое мировоззрение и т.д. Сегодня для молодежи особый вес имеет слову ученых-атеистов, физиков, биологов, психологов, которые, рассказывая о новейших открытиях в своих областях знания, показывают, насколько примитивными оказываются религиозные картины мира.
Но особенно трудным является отношение гуманистов к религиозным террористам, точнее к методам борьбы с религиозным терроризмом. Гуманисты не одобряют вооруженных вмешательств других государств во внутренние дела тех обществ, в которых процветает деспотия, религиозный фанатизма и свирепое подавление инакомыслия. (На абстрактном уровне всё выглядит просто и справедливо: не вмешивайся! Не нарушай суверенитет! Но, допустим, твой сосед таскает за волосы свою жену, а ты смотришь из-за забора и не вмешиваешься. Однако ты видишь, что он берет камень и намеревается ударить им по голове своей жены. Вмешиваться или нет? Как быть? Я скорее всего вмешался бы и полез бы через забор, нарушил бы границу и суверенитет. Хотя в каждом случае ситуация уникальна, есть такие, когда вмешательство необходимо и оправдано. Эти вопросы решает ООН. Но ее инструменты громоздки и не эффективны.) Другой вопрос, как быть с терроризмом, который в некоторых странах имеет не только условия для развития, но и такие технические и финансовые возможности, которые позволяют ему выходит на международный уровень и терроризировать население других государств? Изолироваться от них невозможно. Эта проблема - одна из нерешенных на сегодня. Ее трудно решить по многим причинам, в том числе и потому, что нет четкого идеологического критерия, кого называть религиозным террористом, а кого - просто верующим.
Рецепта здесь нет, но должно быть право гуманиста иметь свое личное мнение по тому или иному вопросу или решению той или иной страны в отношении религиозного терроризма.
Валерий Кувакин,
почетный президент РГО